В среднем каждый японец выбрасывает примерно 136 грамм еды в день, хотя самообеспечение Японии продуктами питания составляет только 40%.
Одна из причин, по которой японцы выбрасывают столько еды, является коммерческая практика торговли продуктами питания «1/3». Фабрики обязаны поставлять готовую продукцию ритейлерам в течении первой трети срока годности, с момента изготовления до окончания срока годности, и розничные сети часто отказываются от продукции, не поставленной в эти временные рамки.
Такие правила были созданы, чтобы обеспечить потребителю стабильное качество продукта, однако чрезвычайно строгие по сравнению с другими странами временные рамки заставляют избавляться от большого количества продукции, которая совершенно нормальна по качеству и не имеет никаких недостатков.
В Японии, особенно в мегаполисах, почти никто не готовит дома – и это вполне оправдано. Стоит отметить, что качество готовых блюд выше чем в любой другой стране мира, как и качество исходного сырья, что немаловажно, плюс японский менталитет –внимание к мелочам и уважение к другим людям, коллективизм складывающийся веками, доведение всего до идеала – всё это располагает к доверию. Готовить дома получается просто невыгодно – более затратно в финансовом плане и расходовании свободного времени на готовку и уборку.
ВСЕ ДЕЛО ВО ВКУСЕ
ОБЗОР МАГАЗИНОВ И ГАСТРОНОМОВ
Конбини (コンビニ «удобный магазин») – сети минимаркетов
Самый распространенный тип магазинов в Японии. В крупных мегаполисах конбини можно встретить на каждом шагу, на одной улице может располагаться сразу несколько магазинов одной сети – в связи с политикой доминирования. Интересный факт - в конбини есть возможность распечатать или отсканировать документы, сделать фото на паспорт, в некотортых магазинах есть медицинский уголок, где можно узнать свой вес, измерить давление.
Дэпатика (デパ地下 «подземный гастроном») – удобные подземные гастрономы с готовой едой, располагаются на выходе из метро. Как правило, как таковыми владеют крупные японские холдинги (Seibu, Mitsukoshi – крупная сеть универмагов – берёт своё начало от первого магазина кимоно в 1673году). Предлагают более высокий уровень обслуживания и блюда премиум класса.
Гипермаркеты
Ассортимент огромен, о чём говорит сравнение с такими сетями как Auchan.
Магазины всё по 100йен (百хяку йен шоп) – магазины «всё по 100 йен» одна из достопримечательностей Японии. Только в Токио насчитывается сотни таких магазинов, самые известные из них: Daiso, Can Do, Lawson100yen. За 100йен можно найти готовые блюда со сроком хранения от 1 года – например гуляш с рисом в паучах.
ПИЩЕВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА И АССОРТИМЕНТ БЛЮД
СРОК ХРАНЕНИЯ 1- 7 дней
В Японии, в большей степени, популярностью пользуются блюда со сроком хранения 1-7 дней. Большое внимание уделяется внешнему виду – например на каждом курином нагеттсе для супермаркетов Lawson – рисуется узор с использованием лазерной гравировки.
Производством таких блюд занимаются крупные кейтеринговые компании, с подразделением на фабрики по специализации
Производительность отдельных фабрик 30-60тонн в день
ФАБРИКА DELICA (готовые блюда для 7eleven). СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЯПОНСКИЙ ВАРИАНТ САНПРОПУСКНОЙ СТАНЦИИ И ПРОЦЕСС ПРОХОЖДЕНИЯ ИНСПЕКЦИИ.
СРОК ХРАНЕНИЯ от 1года
Пастеризованные готовые блюда со сроком хранения 1-2года, в меньшей степени пользуются спросом, но тоже имеют своих покупателей. Основные производители в Японии – Nisshin, Spice and Herb, гиганты Glico (по совместительству известные своими снеками Pocky) и Otsuka (с недавнего времени запустили линейку zero meat – готовые блюда для вегетарианцев, из текстурированного белка).
Производительность фабрик таких производителей 300 тонн в день – 1 тип sku – 1 день.
Основу ассортимента составляет – японское карри (аналог российского гуляша с рисом и специями), соусы и блюда европейской кухни (паста, котлета с пюре, ризотто) – упакованные в паучи – doypack, тарелочки и контейнеры и tetrapack для крем супов (в частности компания Sujahta). Помимо блюд фабрики производят – сухие бульоны, бульоны в виде пасты, мучные и макаронные изделия и специи.
Реализуются данные товары в гипермаркетах и тех же супермаркетах – 7eleven, Lawson, MiniStop, Family Mart.